Кунсткамера – первый музей России

Санкт-Петербург удивительный город! Он вызывает всеобщий восторг в летнем сумраке белых ночей. Он прекрасен в золоте осенних парков. Он чудесен, укрытый снежной январской пеленой. И он восхитителен в нежном сиянии первых лучей весеннего солнца. А когда Вы уже вдоволь нагулялись по Невскому проспекту, налюбовались громадой Исаакиевского собора и надышались свежим морским ветром, приходит время его музеев.
 
Об одном из них, первом российском музее, основанном, как и сам город, царем-реформатором Петром I, Кунсткамере, и пойдет рассказ.



Кабинет кунштов
Сын Алексея Михайловича Романова, Петр Алексеевич, с детства отличался необыкновенной любознательностью. Все необычное, неординарное, непохожее на то, что окружало его из дня в день, вызывало его жгучий интерес. В 90-х годах XVII века он первым из российских государей отправился в Европу, чтобы изучать корабельное дело, заниматься математикой и астрономией и слушать лекции по медицине. Путешествуя по Голландии, он видел в богатых домах «кабинеты кунштов» - диковинок, привезенных из заморских стран голландскими купцами. Большей частью это были красивые ракушки, минералы и ритуальные маски и фигурки туземных божков. Как-то, в доме ученого Фредерика Рюйша – врача и анатома, он увидел поразившую его коллекцию анатомических препаратов - заспиртованных частей человеческого тела и младенцев с врожденными уродствами и загорелся идеей приобрести ее и привезти в Россию. Но только через 20 лет ему удалось осуществить эту мечту. За коллекцию он заплатил 30 тысяч золотых гульденов – стоимость трех военных кораблей в полной оснастке.
 
Идея создания музея пришла ему голову в уже начавшем строиться Петербурге. Говорят, внимание царя привлекла необычная сосна на Васильевском острове.  Одна из ее веток так изогнулась, что вросла в ствол.  Сосну спилили, а на ее месте Петр велел построить музей. Кстати, необычная часть той сосны до сих пор хранится в Кунсткамере.
 
Доставлять в Петербург «уродов человеческих, скотских, звериных и птичьих»
Пока строилось здание музея, нужно было где-то разместить уже имевшиеся экспонаты. В это время «удачно» освободился особняк начальника Петербургского адмиралтейства А.В. Кикина, казненного по обвинению в заговоре против императора. Сейчас этот дом, известный под названием «Кикины палаты» можно увидеть недалеко от Смольного, по адресу ул. Ставропольская, 9. Количество экспонатов постоянно увеличивалось вследствие указа царя доставлять в Петербург «уродов человеческих, скотских, звериных и птичьих». Деньги за них платились немалые. Например, за двухголового теленка Петр заплатил мешок серебряных монет.  В те времена – целое состояние. Вспомните Ломоносова, который жил на 3 медные копейки в день. Но за утаивание необычных диковинок нарушителей указа ждали чудовищные штрафы.
 
Живые экспонаты
Тот, первый музей, содержал не только банки с препаратами, но и живые экспонаты. Самым известным был карлик ростом 126 см, проживший в музее 16 лет, у которого на ногах и правой руке было всего по 2 пальца, а из левой росли еще две дополнительные руки. Останки еще одного экспоната и сейчас можно увидеть в Кунсткамере. Это был великан, ростом 227 см, Николя Буржуа, которого Петр привез из путешествия. Николя 7 лет пробыл у царя в услужении, а после смерти его скелет был выставлен на всеобщее обозрение.



Плоды просвещения
Понятно, что весь этот набор всяческих ужасов, собранный царем для народного просвещения и в целях борьбы с предрассудками, у самого народа желания посетить музей не вызывал. В Петербурге поговаривали, что по ночам в музее гуляет нечистая сила, а на самих «уродах» лежит печать Антихриста. Способ пробудить интерес к «науке» оказался сравнительно прост. Посетителям после осмотра экспонатов подносили штоф вина или чарку водки и давали, чем закусить, а непьющих угощали кофе. На это из казны выделялось 400 рублей в год – немалые деньги! История показала, что метод оказался эффективным. В музеи теперь ходят все от мала до велика!
 
Ужасы нашего городка
Как во всяком уважающем себя Петербургском музее, в Кунсткамере тоже есть свои леденящие душу истории. Если в Эрмитаже изредка появляется призрак Николая I, а в Инженерном замке часто видят силуэт Павла I, то по залам Кунсткамеры со стонами бродит безголовая тень. Дело в том, что после срочной эвакуации коллекции из-за пожара 1747 года куда-то пропал череп великана Николя и на его место поставили другой. Откуда он взялся, да еще такого размера, история умалчивает. Но говорят, что охранники очень не любят ночные смены.
 
На счету пропаж этого музея есть еще 2 головы. Одна из них принадлежала Марии Гамильтон, любовнице Петра, казненной по его приказу из-за обвинения в детоубийстве. Ее заспиртованная голова была выставлена на всеобщее обозрение, но после визита в музей английских моряков внезапно исчезла. Задержанные моряки признались, что спирт они выпили, а голову обещали вернуть, но той же ночью их корабль покинул гавань. Самое удивительное, что вернувшись через год, они привезли три мужские головы взамен пропавшей. Обмен посчитали равноценным. Последняя голова принадлежала Вильяму Монсу, любовнику Екатерины I, также казненному Петром. Есть версия, что ее захоронили при Екатерине II, сжалившейся над красавцем.
 
Во дворе Кунсткамеры стоят древние идолы из Колумбии. По одной из легенд, в этом дворе, во избежание тяжкой кары, нельзя врать. «Взгляд» в идолов настолько тяжелый, что однажды их решили убрать в подвал. Но после того, как все растения во дворе завяли по непонятной причине, древних богов вернули на место.
 
Настольным часам в корпусе из красного дерева приписывают мистическое свойство предсказывать несчастья. Часы эти давно сломаны, но если они вдруг решают пойти, то стрелки вращаются в обратную сторону и всегда замирают на времени 9:45. Ходят слухи, что после этого обычно умирает кто-то из сотрудников музея.
 
Верить или нет во все эти истории – Ваше дело. Но Санкт-Петербург город загадочный. За 300 лет здесь произошло столько самых невероятных историй, что задумываются даже самые отъявленные скептики.
 
Кунсткамера сегодня.
Сейчас в собрании Кунсткамеры есть гораздо более интересные вещи, чем заспиртованные монстры и чучела двухголовых телят. Это интереснейшие этнографические коллекции по быту, культуре и истории Африки и Китая, Дальнего востока и Австралии, Индии и Океании. Когда будете осматривать японскую экспозицию, обратите внимание на куклу в человеческий рост, одетую в кимоно. Это портрет гейши О-Мацу. Во время своего визита в Японию в 1890 г. наследник Российского престола, Николай Александрович частенько заглядывал в одно увеселительное заведение Киото. Японский император Мэйдзи велел своему лучшему скульптору изготовить для гостя портрет гейши. Николай привез куклу в Петербург, но в своем дворце не оставил, а отдал в Кунсткамеру.
 
В китайском отделе тоже есть одна очень любопытная вещица, купленная в Пекине в 1720 году, 
деревянная заводная игрушка – ладья, инкрустированная слоновой костью и серебром. Ее пассажиры, искусно вырезанные из кости фигурки, направляются на поиски небожителей.  Если механизм завести, кораблик едет вперед, а фигурки начинают танцевать и играть на музыкальных инструментах.  В экспозиции, посвященной Тибету, выставлена ритуальная флейта, выдолбленная из человеческой кости. Тамошние шаманы считали, что самые «действенные» флейты получаются из бедренной кости девственницы.
 
Готторпский глобус – один из ценнейших экспонатов Кунсткамеры. Когда-то он считался самым большим глобусом в мире. Петр I получил его в 1713 г. в качестве дипломатического подарка. На шаре диаметром 3 м нанесены океаны и материки Земли в соответствии с представлениями о географии того времени.  Но если войти внутрь глобуса, то открывается картина звездного неба со всеми созвездиями. Чтобы внести экспонат внутрь, пришлось разобрать часть стены башни.
 
Собрание Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской академии наук, а именно так звучит официальное название Кунсткамеры, насчитывает более миллиона экспонатов. Невозможно, приехав в Санкт-Петербург, пропустить этот интереснейший музей.  Если Вы собираетесь в Санкт-Петербург на несколько дней и хотите познакомиться с городом и походить по музеям, закажите обзорную экскурсию по городу с посещением Кунсткамеры.