Государственный музей-заповедник "Ораниенбаум"

Ораниенбаум - единственный из пригородов, который в годы Великой Отечественной войны не был оккупирован фашистами, и поэтому не подвергся уничтожению. Поврежденные, но не разрушенные, дворцы-музеи города Ломоносова сохранили во всей своей достоверности и неповторимости декоративное убранство XVIII века. Все художественные памятники Ораниенбаума дошли до нас с исключительной полнотой, поэтому в истории русской архитектуры и искусства он занимает особое место. 

В 2007 году Ораниенбаум вошел в состав государственного музея-заповедника «Петергоф», а в сентябре 2011 года город отметил свой трехвековой юбилей. К этой дате были завершены крупномасштабные реставрационные работы. Прежнее великолепие обрел Китайский дворец, где сохранились подлинные интерьеры XVIII века, отреставрированы уникальные стеклярусные панно в Стеклярусном кабинете. 

Уже можно пройти по воссозданным залам Большого Меншиковского дворца и полюбоваться  из его окон  роскошным Нижним парком, созданным по проекту арх. Антонио Ринальди.

По воле великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III, в Ораниенбауме была построена «потешная» крепость Петерштадт. Большинство сооружений в крепости были деревянными и не сохранились. До нашего времени от всех затей Петерштадской крепости остались только небольшие Почетные ворота и миниатюрный дворец Петра III. Дворец  строился в 60-годы XVIII  века по проекту арх. А. Ринальди и предназначался для отдыха Великого князя после военных занятий. Небольшие помещения дворца создают ощущение уюта и комфорта. Впервые в русской архитектуре на территории фортификационного сооружения появилась изысканная дворцовая постройка, служившая не военным, а увеселительным целям.

Среди всех сооружений Верхнего парка Ораниенбаума неизгладимое впечатление производит павильон Катальной горки. Он поражает своим необычным архитектурным замыслом и размахом.            

Возвышаясь на высоком береговом уступе, изящный павильон четко рисуется на фоне неба, а белые колонны, оттененные светло-голубой окраской стен, придают его облику особую легкость и нарядность.

К южному выступу павильона Катальной горки примыкал деревянный волнистый скат, длиной более 500 метров. Он начинался от галереи-террасы третьего этажа.  Катались в специальных колясках, которые развивали большую скорость при спуске. Это было очень популярное развлечение у придворных дам и кавалеров XVIII века.