Николо-Богоявленский морской собор

Выходные дни:нет

Адрес:Никольская площадь, 1/3

Ближайшая станция метро:Спасская

Посмотреть на карте

За образец православного храма был взят Астраханский собор, весьма понравившийся Петру I при посещении нижневолжского града. Он вознамерился построить такой же в Санкт-Петербурге, но преждевременная кончина императора помешала исполнению задуманного. Однако сходство этих соборов ограничивается, пожалуй, лишь пятиглавием. Это было редкостью для Петербурга того времени, поскольку уже пол столетия храмы строились по образцу Петропавловского собора – одноглавые, зального типа, со шпилем на колокольне. Появление во времена Елизаветы Петровны пятиглавых храмов рассматривалось как возвращение к русской православной традиции.

Первый проект собора был подан Саввой Ивановичем в мае 1752 года. Первоначально он планировался значительно меньше нынешнего, но частые наводнения заставили внести изменения, чтобы собор не страдал от излишней воды. Было решено поднять собор, настолько, чтобы во время наводнений пол не покрывался водой. Это заставило изменить и размеры здания, чтобы соблюсти симметрию и пропорции.

Измененный проект был одобрен, и 15 июня 1753 года по повелению Елизаветы Петровны архиепископ Санкт-Петербургский Сильвестр (Кулябка) совершил закладку каменного храма. По окончании литургии из деревянной церкви крестный ход во главе с архиереем направился к месту строительства. На торжестве присутствовали президент коллегии генерал-адмирал князь Михаил Михайлович Голицын, все адмиралы и флотоводцы.

К 1756 году начались работы по наружной отделке храма. Сложности вызывало изготовление металлических конструкций для глав храма. Для их заказа архитектор лично ездил в Тулу к владельцу железноделательных заводов П. А. Демидову, который оказал всяческую поддержку этому делу. К осени 1760 года на храме были водружены кресты.

В 1755 году, когда стены собора были только выведены под крышу, заблаговременно начались работы по оформлению интерьеров. Чевакинским был сделан эскиз иконостасов верхнего и нижнего храмов и составлен перечень необходимых икон. Написание необходимых икон для иконостаса верхнего храма было поручено Федоту Лукичу Колокольникову. Братья Колокольниковы – Федот, Мина и Иван – были хорошо известны в Петербурге как лучшие живописцы. Они принимали участие в росписи многих храмов и дворцов, писали образа для дворцовой Церкви в Царском селе.

Написание образов для иконостаса нижнего храма было поручено Мине Колокольникову. Предполагалось написать 42 образа, но сюжеты их были не так сложны и не так велики, как в верхнем храме. Как только строительство было завершено и подготовлен сам иконостас иконы были доставлены в храм и помещены в иконостас. Резные иконостасы, выполненные в едином стиле, для верхнего и нижнего храмов были изготовлены группой адмиралтейских резчиков во главе с Игнатием Филимоновичем Канаевым. Обилие колонн, украшенных гирляндами цветов, каннелюрами, заполненными убегающими вверх ростками, коринфскими капителями перекликаются с пышной наружной отделкой храма. Работа по установке иконостасов была полностью окончена в обоих храмах к середине 1760 года. 

Иконы написаны на досках в стиле, характерном для убранства Петербургских храмов XVIII века и являются типичным примером соединения приемов иконописи со светской западноевропейской живописью. Кроме того в иконостасе верхнего храма ясно читается государственная тема. В правой части иконостаса среди храмовых икон расположен образ св. ап. Петра напоминающего о Петре Великом, а в левой части – находятся иконы небесных покровителей императрицы Елизаветы Петровны – святой Елисаветы; наследника цесаревича Петра Феодоровича (будущего Петра III) – святого Иануария (по дню рождения) и супруги его Екатерины Алексеевны (будущей императрицы Екатерины II) – святой Екатерины, а также икона святителей Климента Римского и Петра Александрийского – на день их памяти приходится восшествие на престол Елизаветы Петровны.