Время работы:10:00 - 16:00

Выходные дни:среда

Посмотреть на карте

Начало работ по созданию дворцово-паркового ансамбля в Стрельне относится к 1715 году. Император Петр I задумал создать здесь парадную императорскую резиденцию, способную по масштабам и красоте затмить знаменитый Версаль. Понимая грандиозность задачи, Петр I всерьез подошел к выбору проекта. Именно поэтому разница между началом подготовительных работ в парке и закладкой каменного дворца составила пять лет.

В 1716 году свой проект предложил Растрелли-старший - «ради пробы мастерства», как определил ему это задание Петр. Но, к сожалению, «проба» не удовлетворила самодержца. Император заказывает новый проект французскому зодчему Ж.-Б. Леблону. Знаменитый француз сделал проект всего ансамбля - Большого Стрельнинского Дворца с величественным каскадом, верхнего и нижнего парка, а на круглом острове напротив дворца - Замок Воды. Внезапная смерть мастера помешала реализации этого замысла в полной мере, однако 4000 человек уже начали напряженную работу по обустройству усадьбы: продолжалась прокладка каналов, разбивались аллеи, укреплялся береговой уступ, где должны были воздвигнуть дворец. Стремясь облагородить болотистые берега Финского залива, из южных стран в Стрельну привозили липы и вязы, клены и самшит, тис и яблони.

И все же окончательным вариантом был признан проект итальянского архитектора Николо Микетти, который пообещал Петру устроить в Стрельне то, «чего еще не бывало на свете». По его проекту в июне 1720 г . был заложен Большой Стрельнинский дворец. Строительство начинается бурными темпами, однако уже год спустя внимание самодержца переключается на соседний Петергоф, который имел более выгодное географическое положение. Микетти покидает Россию, а его дело продолжают талантливые русские архитекторы М.Г. Земцов и П.М. Еропкин. После смерти Петра I к 1730-му году строительные работы окончательно прекращаются - дворец накрывают временной кровлей, а окна и двери заколачивают досками.

Однако нехватка времени и средств не позволила закончить стройку. Еще сорок лет дворец, способный вместить весь царский двор, простоял пустым и бесхозным. На протяжении всего XVIII века дворец использовали только в хозяйственных целях: в огромных сухих подвалах-гротах хранились изысканные токайские вина, толк в которых знал еще Петр I.