Учебный театр "На Моховой"

Время работы:10:00 - 19:00

Адрес:ул. Моховая, 35

Ближайшая станция метро:Чернышевская

Посмотреть на карте

Когда через сорок лет здесь обосновался Учебный театр, сразу стало понятно, что необычный зал, сцена-арена, фойе и даже стены излучают особую энергию творчества, бережно аккумулированную временем.

На Моховой улице начиная с XVIII века строились аристократы — Строгановы, Воронцовы, Скавронские, Шуваловы. Позднее тут полюбили селиться писатели, поэты, музыканты: близость к Невскому, к Фонтанке и Летнему саду и в то же время уют и малогабаритность Моховой обеспечили ей искреннюю привязанность жителей. Дома, соседствующие с Учебным театром, проектировались и застраивались известными архитекторами Монигетти, Шретером, Бенуа, Лидвалем.

По Моховой в разные годы прогуливались ее знаменитые обитатели: писатель Н.М. Карамзин; родители А.С. Пушкина, которых навещал их сын; литератор и критик В.Г. Белинский; композитор М.И. Глинка; ученый-химик Д.И. Менделеев; политический деятель П.А. Столыпин, снимавший студентом квартиру на Моховой; предприниматель и меценат С.И. Мамонтов; артист Александринского театра Ю.М. Юрьев; писатель Е.И. Замятин; драматург-сказочник Е.Л. Шварц; художник В.М. Конашевич; морской офицер, знаток джаза С.А. Колбасьев и многие-многие другие.

Моховая умудрилась сохраниться в первозданном облике настолько, что здесь и сегодня киношники охотно снимают дореволюционный Петербург и блокадный Ленинград. Что-то неуловимо старинное и подлинное живет на этой тихой улице, на которой и расположился один из самых притягательных театров нашего города.

Здание Учебного театра имеет не менее богатую историю, чем особняки-соседи по Моховой. В самом конце XIX века князь В.Н. Тенишев (блестяще образованный предприниматель, музыкант, коллекционер, ученый-этнограф, социолог, математик, меценат) велел снести жилой дом, чтобы на его месте возвести здание для частного коммерческого училища. Архитектором стал гражданский инженер Р.А. Берзен, оригинально соединивший стеклянной галереей два корпуса. В строительство Тенишевым был вложен огромный по тем временам капитал — более миллиона рублей.

Среди выпускников училища — писатели В. Набоков, О. Мандельштам, О. Волков, действительные члены Академии наук В. Жирмунский, Е. Крепе, Д. Наливкин, Д. Скобельцин, органист И. Браудо и многие другие. Здесь сидели за одной партой дети члена Государственной думы П. Милюкова и философа В. Розанова, писателя М. Арцыбашева, архитектора А. Хренова и внуки Л.Н. Толстого. 
Огромная студенческая аудитория в виде амфитеатра знавала не только выступления лучших петербургских ученых. В знаменитом зале проходили литературные и музыкальные вечера, авторские концерты известных поэтов, писателей, музыкантов, звучали голоса великих актеров В. Комиссаржевской, Н. Ходотова, Ю. Юрьева и других.

На этих же подмостках состоялись подлинные театральные открытия. Именно здесь впервые в России была показана пьеса Г. Ибсена «Маленький Эйольф» Передвижного театра П. Гайдебурова и Н. Скарской. Барон Р. Унгерн, ученик Мейерхольда, поставил комедию Аристофана «Женщины в народном собрании».
Самым значительным событием стал спектакль Вс. Мейерхольда по «Незнакомке» и «Балаганчику» А. Блока. Именно Мейерхольд открыл необычайные постановочные возможности нестандартной сцены-аудитории, словно вручив ей мандат на будущие сценические открытия.

На сцену-арену выходили в начале XX века А. Ахматова, М. Горький, С. Есенин, В. Маяковский. Л.Д.  Блок читала публике в присутствии Блока его поэму «Двенадцать». Это пространство насыщалось мощной энергией творческого созидания, пронизывалось силовыми волнами человеческих мыслей и чувств.
23 февраля 1922 года здесь состоялась премьера сказки П. Ершова «Конек-горбунок». Зданию несказанно повезло: власти разместили здесь не контору, а Театр юных зрителей, который прожил в этом здании ровно сорок лет. Поначалу он делил площадку на Моховой, 33/35 с театром кукол, которым руководил Е.С. Деммени. На большой сцене играл свои спектакли ТЮЗ, в фойе шли представления кукольников. Однажды куклы отважно вышли на сцену-арену: спектакль «Плутни Скапена» по Мольеру был сыгран одновременно двумя труппами — куклы забавно пародировали актеров ТЮЗа.

Без преувеличения можно сказать, что добрая половина ленинградских актеров делала свои первые шаги в Театре юных зрителей под чутким руководством замечательного режиссера и театрального деятеля А.А. Брянцева, мемориальная доска в честь которого украшает фасад театра на Моховой. Первое знакомство многих юных ленинградцев с драматическим театром произошло именно здесь. Театр всегда был полон детьми, и эта его особенность тоже не канула в лету: несмотря на академизм зрительного зала, выдержанного в стиле северного модерна, он и сегодня свободно дышит юностью.

В 1962 году ТЮЗ торжественно переехал на Пионерскую площадь. И вот тогда было принято решение о передаче этого здания Ленинградскому государственному институту театра, музыки и кинематографии, легендарному ЛГИТМиКу, ныне — Академии театрального искусства. Студенты могли только мечтать о таком театре. Спектакли, которые рождались на свет иногда на втором-третьем, иногда на четвертом курсе, они показывали в студенческих классах и на Малой сцене, которая расположена в здании Академии напротив, на Моховой, 34.
Но когда появился свой Учебный театр со зрительным залом на пятьсот мест, с уютными фойе, с буфетом и, главное, со сценой-ареной, практически не имеющей кулис, — это стало настоящим событием. Студентам предстояло встретиться с многочисленной театральной публикой, которая теперь могла приобрести билет в кассе, а не только с традиционными «папами-мамами», радостно посещавшими все спектакли в аудиториях и на Малой сцене. В корне менялись ощущения будущего артиста, его взаимоотношения с партнерами и публикой становились качественно иным.

Что такое учебный спектакль в жизни театрального вуза? Не только сдача экзамена по мастерству и основание для выдачи диплома о высшем образовании. Это важнейший этап в подготовке будущих деятелей сцены, способ формирования творческой личности, первая встреча с театральным зрителем, ради которого студент и учится, не жалея сил, в течение долгих пяти лет. Выйти на эту сцену непросто: необходим значительный багаж мастерства и технических умений и убедительное репертуарное предложение. Каждый курс обязан хотя бы один раз выйти на эту сцену, чтобы продемонстрировать и подтвердить профессиональную оснащенность будущих выпускников Академии.

Объективная трудность жизни Учебного театра заключается в том, что в задачи руководителей курсов входит не только и не столько создание высокохудожественного произведения, сколько полноценная реализация целей учебного процесса. Каждый студент должен получить роль, и не проходную, не эпизодическую, а желательно главную, яркую, дающую возможность проявить свой творческий потенциал. С учетом численности современных актерских курсов (примерно двадцать пять человек) становится понятно, как непросто решать мастерам репертуарные задачи. И тем не менее это им удается. Иногда даже с блеском, когда постановки Учебного театра становятся подлинным событием театрального сезона Санкт-Петербурга.

Учебный театр являл и до сих пор являет собой тип, пожалуй, самого современного сегодня театра, своеобразного театрально-концертного центра, в котором органично сосуществуют несколько разных трупп: пять–шесть драматических, эстрадная, музыкального театра, театра кукол. Отличие его от любых центров подобного рода — это исключительно молодые творческие силы. Учебный театр позволяет заглянуть в завтрашний день отечественного театрального искусства, разглядеть тенденции ближайшего будущего, познакомиться со следующим поколением театральных артистов. Сюда каждый май на декаду дипломных спектаклей приезжают руководители театров со всех концов России, здесь охотно бывают художественные руководители театров Санкт-Петербурга, а нередко и Москвы, которые заинтересованы в притоке свежих актерских сил.
Этим обстоятельством определена пестрота афиши Учебного театра, в которой кукольное представление для малышей соседствует с постановками по сложнейшим произведениям мировой классики, пластический спектакль — с эстрадным концертом.